Мужчины на грани нервного срыва: три истории о борьбе с депрессией

Разбираемся, откуда берётся депрессия у мужчин, как протекает болезнь и чем могут помочь близкие.
Поделиться

Жил да был здоровый и благополучный парень, и всё у него было хорошо. Разве что, уставал быстрее, чем раньше. Плохо спал. Грустил. Не хотел выходить из дома. Родные думали, что это характер такой, оказалось – депрессия. Да, она не всегда начинается после страшных событий или сильного потрясения.

Что чувствуют люди, которым поставили этот диагноз?

 

Дмитрий, 41, руководитель в банковской сфере:

В октябре прошлого года я уволился с работы и переехал в Европу. Захотел дать себе несколько месяцев паузы – отдохнуть и разобраться, куда идти дальше. Поначалу всё шло по плану, но появилась тревожность, ощущение нестабильности. Я отклонил предложение по работе и стал переживать на этот счёт. Постепенно ухудшался сон, началась потеря веса.

Когда стало понятно, что состояние опасное, близкие запереживали и посоветовали обратиться к психологу. После первых двух сеансов выяснилось, что психолог мало поможет, и нужно записаться к психиатру. Мне диагностировали депрессию.

Состояние при этом продолжало ухудшаться. Я почти не спал, не мог ничего делать, меня трясло. Надеялся, что антидепрессанты помогут, но пару месяцев вообще не чувствовал улучшения. 

Когда пик прошел, начали происходить незаметные подвижки. Я через силу выходил на прогулки, общался с людьми, устроился на работу. Помогали друзья и семья – мы много разговаривали, обсуждали ситуацию. Когда жена видела, что я «зависаю», предлагала побегать в парке. Как ни странно, это работало, я даже довольно хорошо пробежал свой третий полумарафон. 

К сожалению, найти «своего» психотерапевта не вышло, поэтому основную часть лечения на себя взяли таблетки. Сейчас я постепенно снижаю дозу, чтобы повысить продуктивность. Ищу психотерапевта, а в январе собираюсь поговорить с психиатром о возможности прекращения лечения таблетками.

Мой совет тем, в чьей семье есть человек с депрессией: проявите понимание и терпение. Помочь по-настоящему непросто – скорее всего, у вашего родственника в голове крутится свора цикличных давящих мыслей. Важно постоянно разговаривать с ним, напоминать, что он не один, подталкивать к привычному здоровому поведению – легко и без напора. Ну и точно не надо бояться таблеток. Это то, что позволит вылезти из ямы и постепенно вернуться к нормальной жизни.

 

Андрей, 22, студент:

Мне кажется, это началось где-то за месяц до ЕГЭ. Я тогда бросил все силы на то, чтобы хорошо сдать экзамены: много учился, мало спал и очень нервничал. В итоге математический анализ я провалил и не смог поступить на факультет, о котором мечтал. Выбрал другой.

Всё лето казалось – ну вот, сейчас немного отдохну, и силы появятся. Они не появлялись. Когда наступил новый учебный год, стало сложно ходить на пары, и я оставался дома. Родители сняли мне квартиру, и я жил один, поэтому мог каждый день подолгу лежать в постели и смотреть в потолок. В голову приходили нехорошие мысли, но я всё ещё не понимал, что происходит.

Помог тест из Интернета – пройти его посоветовали знакомые. Выяснилось, что вероятнее всего это депрессия. Где-то месяц я собирался с силами, а потом попросил родителей записать меня к врачу. На тот момент я уже ничего не мог делать самостоятельно.

Бесят люди, которые узнавали о моей проблеме и говорили: «Тебе просто нужно взять себя в руки!» Так не работает. Мне было физически сложно делать привычные вещи – чистить зубы, принимать душ, писать сообщения друзьям. Но я понимал, что не могу объяснить это окружающим, поэтому молчал. Таблетки здорово притупляют чувства, и на многие вещи становится наплевать.

Я борюсь с депрессией уже 4 года. Были курсы антидепрессантов, психотерапевты, один раз лежал в больнице на капельницах. Успехи лечения – волнообразные: конечно, мне уже не так плохо, как было в самом начале, но и о суперпродуктивнотси речи не идёт. В этом году удалось защитить диплом и закончить институт. Сейчас ищу работу.

 

Родион, 35, СЕО и сооснователь digital-агентства:

Депрессию мне диагностировали в начале февраля 2022, но думаю, что она длится где-то с октября 2021 – именно в это время эмоциональный фон стал незаметно меняться.

Мне повезло: на момент обнаружения депрессии я уже занимался со специалистом. Мы с психотерапевтом посмотрели дневник настроения и заметили, что он стал слишком мрачным. Я прошёл несколько дополнительных тестов. Стало ясно, что стоит обратиться к психиатру.

Первый визит к психиатру был тяжёлым. Сложно признаться самому себе, что с тобой реально что-то не так. Потом понял – психиатр помогает выровнять негатив и приводит тебя к условному нулю. Задача психотерапевта – из этого нуля сделать плюс. Думаю, при лечении важно совмещать медикаментозные средства и терапию.

Жена отреагировала на диагноз мудро и с пониманием, но рассказывать о депрессии остальным я медлил. Меня терзало чувство вины и уверенность в том, что порчу жизнь окружающим. Например, маме я признался только месяц назад.

Жить с человеком, у которого депрессия, непросто. Например, иногда меня накрывает, и я могу проспать все выходные. Чтобы объяснить жене, что я чувствую, мы записались на семейную терапию. Помогло.

Мне кажется, главное, что могут сделать близкие – не давить и попытаться понять. Покажите, что в жизни осталось много хорошего, найдите новые удовольствия. И будьте рядом. Это очень важно.

 

Комментарий специалиста

Юлия Орлецкая, психолог:

Хорошо, когда люди видят депрессию не как лень или скверный характер, а как заболевание. Это биологическое расстройство, из-за которого процессы в мозге начинают идти иначе, справиться с недугом можно при грамотном лечении.

Бороться с депрессией помогают совместные усилия психолога и психиатра, поэтому не бойтесь обращаться к врачу. Психиатр подбирает индивидуальный курс препаратов и внимательно наблюдает за течением болезни. Особенно важно держать контакт с врачом первый месяц, чтобы понять, работает лечение или есть смысл его регулировать. Если психиатр назначил контрольный приём только через месяц и не держит с вами связь в течении подбора препарата, стоит задуматься о компетенции специалиста и возможно поменять его.

Медикаменты помогают стабилизировать состояние, задача психолога – помочь набраться сил и выяснить, что послужило отправной точкой.

Бывает так, что пациенты начинают чувствовать первое улучшение и самостоятельно прекращают приём таблеток – в таких случаях депрессивный эпизод возвращается и может быть даже сильнее, чем в начале. 

Справиться с депрессией в одиночку почти невозможно, поэтому важно, чтобы человека окружали родные и близкие, которые понимают, что с ним происходит. Это как в семьях, где есть больной сахарным диабетом: родственники знают симптомы и течение болезни, выучили, по каким звоночкам можно заметить ухудшение и как помочь. В Интернете есть много материалов о депрессии. Если ваш родственник страдает от этой болезни, можно попросить присоединиться к паре сеансов терапии родственника, чтобы понять, что он чувствует, и как вы можете помочь.

Симптомы депрессии – подавленное настроение и снижение интереса к жизни, чувство неуверенности в себе, самоуничножающие и обвиняющие мысли, мысли о суициде, повышенная утомляемость, в некоторых случаях – снижение аппетита и сбой в режиме сна. Если хотя бы несколько симптомов присутствуют дольше 14-ти дней – есть смысл обратиться за помощью. Лучше сделать это раньше, чем позже.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи