Где грань между помочь ребенку прожить эмоции и допустить истерику?

«Мне кажется, если я не начинаю “сворачивать” переживания сына, он в истерике в 90% случаев. Может, я слишком долго ему сочувствую и он начинает переживать еще больше? Можно ли вообще переборщить с эмпатией?» На вопрос читательницы отвечает психолог проекта Family Tree Евгения Рахматова.
Поделиться

Сейчас часто говорят о том, как важно проживать эмоции, не подавлять их. Родитель должен признавать чувства ребенка, давать им проявляться, выражать сопереживание.

А что если это не помогает, а вредит ребенку?

Что действительно важно делать, когда ваш ребенок испытывает негативные эмоции: боится, злится, ревнует?

Давайте разберемся, что такое эмпатия. 

Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Для чего мы используем эмпатию в ситуациях, когда нашему ребенку что-то не нравится?

Первое, ради чего мы это делаем, – мы пытаемся понять, каково ему, что он чувствует. Для чего? Для того ли, чтобы продлить и поддержать его неприятное переживание?

Нет, в первую очередь, чтобы помочь ребенку справиться со своим эмоциональным состоянием.

Что нужно делать в этом случае?

1. Назвать чувство, эмоцию. Уточнить – это ли ты чувствуешь? Ребенок не всегда может точно сказать. Можно предложить ему на выбор несколько вариантов.

Например, если ребенок плачет, мы можем спросить:

– Ты расстроился?
– Тебе страшно?
– Тебе больно? и пр.

2. Дальше мы предлагаем ему что-то сделать в этой ситуации – то, что поможет совладать с его состоянием. Помните, в детстве некоторым из нас предлагали конфетку. Это тоже был такой способ совладать с собой.
Хорошо, что сейчас мы уже знаем, что есть разные способы. Например, мы можем сказать малышу: «Иди сюда, я тебя пожалею».

Более взрослому ребенку мы можем предложить решение его проблемы.
Например, сказать: «Не расстраивайся из-за плохой оценки. Давай я помогу тебе подготовиться, и в следующий раз ты напишешь лучше».

Если же вместо решения ситуации, выхода, возможности направить свои эмоции в безопасное русло  мы просто будем поддерживать переживание в ребенке, мы рискуем перейти грань – ребенок перевозбудится и может впасть в истерику. Такое может быть, если родитель сам заражается чувствами ребенка и не знает, что с ними делать, чем ему помочь.

Дело в том, что у ребенка гораздо ниже порог перевозбуждения и напряжение легко приводит к тому, что он не может выносить эмоциональных перегрузок. Особенно это часто бывает с высокочувствительными детьми.

Чаще всего дети с трудом переносят голод, жажду, ожидание, спешку (когда их торопят), усталость, жару. Истерика может возникнуть, когда предъявляемые к человеку требования превышают его способность адекватно на них отвечать.

Поэтому в вышеперечисленных ситуациях вдвойне важно не заострять внимание на проблеме и на том, как она неприятна, а показать ребенку, как она может быть решена. 

Например: «Тебе жарко? Я понимаю. Мне тоже. Сейчас мы пройдем еще немного и зайдем в магазин, где есть кондиционер и прохладно».

Итак, в чем же задача родителя, когда ребенок переживает неприятные эмоции и чувства?

  • Назвать чувство, помочь ребенку назвать его. Помочь ему определить, что с ним происходит;
  • найти проблему, в связи с которой это чувство возникло;
  • предложить возможное решение проблемы.

Помните, что именно вы помогаете ребёнку научиться справляться со своим эмоциональным состоянием, находить способы, как его изменить, как поддержать себя в трудный момент.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи